Пресс-центр

СМИ о нашей работе

  • Ростовский «Водоканал» проводит модернизацию, чтобы горожане забыли о проблемах с водой

    Не будет, наверное, преувеличением сказать, что о результатах провозглашенной нынче реформы ЖКХ наши люди не в последнюю очередь будут судить по качеству водоснабжения. Улучшилось оно или же, напротив, ухудшилось — соответствующая оценка будет выставлена всей жилищно-коммунальной революции. И изменить эту оценку властям потом будет очень трудно… В этом смысле наши «Водоканалы» находятся как бы на передовой реформаторского наступления. Вот уж действительно — как в капле воды, в их деятельности отражаются все успехи и, увы, неудачи предпринимаемой сейчас в стране попытки кардинально изменить положение дел в нашем жилкомхозе. Иными словами, все годами не решавшиеся проблемы этой сферы.

    Ну, а пример ростовского «Водоканала», обслуживающего мегаполис, тем более показателен. Поэтому в нашем разговоре об итогах уходящего года с генеральным директором ростовского «Водоканала» Борисом Петровичем Персидским тема жилищно-коммунальных реформ и связанных с реформами проблем просто не могла не прозвучать.

    — Нынешний декабрь, наверное, долго еще будете вспоминать с содроганием. Череда аварий и авралов, возмущенные звонки ростовчан, ехидные заметки в газетах… Когда же этому конец-то настанет?

    — Давайте сразу условимся: в вопросах улучшения качества водоснабжения и канализации, безаварийности и бесперебойности подачи воды мы и наши потребители — союзники. Действительно: что за радость биться в мороз и ветер над ликвидацией очередной аварии? Лучше ее не допустить… И потом мы ведь — такие же потребители услуг «Водоканала», как и все остальные ростовчане. Воду в свои дома получаем по одним и тем же сетям. Изношенным на 75%, между прочим. Отсюда любая мало-мальски нештатная ситуация чревата аварией.

    А насчет прекращения такого никому не приятного положения… Для того и затеяны реформы — всей жилищно-коммунальной сферы и водоканализационного хозяйства, в частности. И иного пути поправить положение, поверьте, нет.

    — Но у нашего народа к реформам своеобразное отношение. Слышали, наверное, как нарекли нынешнюю реформу ЖКХ? Реформа оплаты жилья и услуг… Вот и ваши тарифы то и дело подтягиваются вслед за устанавливаемыми другими, так или иначе связанными с жилкомхозом предприятиями…

    — Вы верно сказали: подтягиваются. Но не бегут впереди. Потому что повышение цены на услуги никогда не должно быть самоцелью. И мы его как самоцель не рассматриваем. Рычагом этим надо пользоваться осторожно и умело. Как чрезмерно низкие, так и завышенные тарифы одинаково опасны для экономического здоровья отрасли. Варьируя тарифы, мы стараемся скомпенсировать негативное влияние от повышения цен, скажем, на топливо и электроэнергию. Или, как было осенью этого года, выкраиваем деньги на повышение зарплаты нашим работникам. За 2 с половиной тысячи, как было еще в начале года, никто сегодня на амбразуру не кинется.

    Оттого с 1 декабря мы еще на целую четверть подняли зарплату — на этот раз за счет внутренних резервов, не прибегая к повышению тарифа. Всего же за год рост зарплаты у рабочих составил 60%, у ИТР — 30%.

    Худо-бедно, а кадровую напряженность сняли…

    — Не сняли полностью, но стараемся снимать. На социальные нужды работников предприятия выделили 5 млн. руб. Возродили еще год назад проведение конкурсов «Лучший по профессии». Тогда победители получили цветные телевизоры. Серьезные призы ждут победителей и на предстоящем уже на днях новом конкурсе… Все это и называется разумной кадровой политикой. Растеряем специалистов — и сидеть тогда ростовчанам неделями без воды. А уж о том, чтобы изменить как-то положение к лучшему, вообще забыть придется.

    — Однако, отрадные перемены имеются…

    — Да, поворот к лучшему наметился. И минувшим летом мы уже не были на грани паралича водоснабжения, как за год до того. Пусть на шаг, но отступили от опасной черты. С немалой натугой, но подачу воды обеспечивали. Значит, должные уроки были своевременно извлечены и год оказался прожит не зря.

    — Что же удалось сделать?

    — В рамках общей программы реформирования комплекса ЖКХ, подготовленной федеральным правительством, мы в своей части реализуем проект поддержки региональной социальной инфраструктуры, на что был выделен кредит Международного банка реконструкции и развития. Наша часть в этом масштабном проекте — это 8 подпроектов на общую сумму$ 11,5 млн.

    — Нельзя ли назвать хотя бы некоторые из них?

    — Постараюсь перечислить большинство… Итак, за счет выделенных средств мы смогли произвести следующие работы: смонтировали пневматические смесители в отстойниках на водоочистных соружениях в Александровке; установили насосы-дозаторы, хлораторы, расходомеры и газоанализаторы на 3 насосных станциях первого подъема и на водоочистных сооружениях; взамен неисправных смонтировали на действующих водопроводных сетях 144 задвижки поворотных затворов. И одно, и другое — французского производства. Импортное оборудование установлено и на городских канализационных очистных сооружениях. Его назначение — обезвоживать осадок; приобретено оборудование для теледиагностики и последующей санации водопроводных и канализационных сетей, пополнился парк машин и механизмов для прочистки и ремонта канализации.

    — Ради большей доходчивости: как это ощутят на себе рядовые потребители?

    Во-первых, все установленное оборудование помогает заметно повысить надежность подачи питьевой воды и снизить ее необоснованные потери. А надо вам сказать, чем эти потери выше, тем выше и тариф… Во-вторых, повышается уровень ремонтных работ на водно-канализационных сетях за счет введения бестраншейной технологии ремонта трубопроводов. А это опять же работает на рост надежности. Собственно любой наш проект имеет целью улучшение качества предоставляемых нами услуг. Наряду с экологическим, санитарно-эпидемиологическим обязательно присутствует и социальный эффект. К примеру, если договоримся о поставке и монтаже на 9 водопроводных и канализационных насосных станциях частотно-регулируемых приводов, появится реальная возможность значительно снизить расход электроэнергии. А это значит, что снизится и энергетическая составляющая тарифа… Делайте выводы.

    — Делаю: ростовский «Водоканал» стремится выйти на европейский уровень…

    — … в чем его активно поддерживают партнеры: петербургский «Водоканал» и хельсинкский «Helsinki Water». С ними у нас существуют соглашения об оказании консультационной и технической помощи. В итоге появился План первоначального развития — обзор ключевых мероприятий с акцентом на состояние разводящих сетей и сооружений водоснабжения и канализации.

    Помогают и англичане. При их поддержке составлены стратегический и краткосрочный планы инвестирования для муниципальных и водохозяйственных служб Ростова. Цель этого совместного проекта — создание в донской столице финансово, социально и экологически устойчивой системы оказания услуг водоснабжения и водоотведения. Стоит добавить сюда и план корпоративного развития, разработанного «Водоканалом» в содружестве с Ростовским государственным экономическим университетом…

    — Но реализация этих и других проектов, наверняка, немалых денег стоит. Откуда средства на реконструкцию?

    — Здесь стоит отметить постоянную поддержку областной и городской администрации. Губернатор области Владимир Чуб, его заместители Иван Станиславов, Юрий Андриади, мэр Ростова Михаил Чернышев и его заместитель Евгений Шепелев контролируют реконструкцию наиболее значимых объектов «Водоканала», находят дополнительные средства на модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства города. Во многом благодаря выделенным в течение двух предыдущих лет 167,3 млн. руб. мы сумели не только выйти из кризиса, но и начать реформирование предприятия.

    — И в чем же заключаются проводимые в «Водоканале» реформы?

    — Это прежде всего принципиально иная тарифная политика — направленная не на механическое взвинчивание цен, а на то, чтобы в любой момент цена услуги могла соответствовать рыночной ситуации. Это повсеместное введение ресурсосберегающих технологий и тесно связанное с ним обновление оборудования. Как видите, то, что мы делаем, — это далеко не «реформа оплаты водоснабжения», как в той народной прибаутке…

    И самое отрадное, что ростки новой системы уже пробиваются к свету. Сегодня дома в микрорайоне «Темерник» образуют так называемую зону высокой энергоэффективности. Они оборудованы всеми современными системами учета — в том числе и водосчетчиками. Воду сюда подают экономичные подкачивающие насосы, позволяющие в 7 раз сократить потребление электроэнергии. Потребление воды кнотролируется со специального диспетчерского пульта. Обошлась эта зона в полтора миллиона бюджетных рублей, но дело того стоит.

    — Но что такое десяток домов на миллионный город…

    — Когда их станет двести, две тысячи, мы сможем говорить, что реформа достигла своей цели. Тогда возникнут приниципиально иные — цивилизованные — отношения между поставщиками и потребителями жилищно-коммунальных услуг. Но от кого столь долгожданный конечный результат зависит, как не от нас?

    В. Степанов

  • Как нам реорганизовать жилкомхоз

    В то время, как в столице хмурые думцы, скрепя сердце, принимали правительственный пакет документов по жилищно-коммунальной реформе, в Ростове руководство области, собрав глав территорий, их заместителей по ЖКХ и руководителей основных предприятий жилкомхоза, держало совет, как эту самую реформу осуществлять на деле.

    НЕ СЕКРЕТ, что на термин «реформа ЖКХ» население реагирует весьма болезненно. Даже шутка невеселая родилась в народе — ее напомнил собравшимся губернатор области В.Чуб: «реформа оплаты жилья и услуг». Как всегда, наши люди суть происходящего уловили точно. С немцовских времен с реформой ЖКХ, объявленной тогда молодым первым вице-премьером, крепко связывалось только одно — неуклонный рост тарифов. Увы, подходы Центра к этой проблеме, кажется, мало изменились и сегодня. Во всяком случае, правительственный законопроект педалирует именно тарифную тематику и то и дело вспоминает о ценовом росте. О принципиальных переменах в технологии предоставления и потребления услуг, о путях снижения затрат с целью обуздания тарифов, об оптимизации структуры управления отраслью, о создании и развитии конкурентной среды там если и говорится, то вскользь и сквозь зубы. По существу, законопроект продолжает держать нашу коммунальную сферу вне рынка. Не уставая при этом напоминать о рыночных ценностях…

    Позволить себе так понимать реформу ЖКХ на местах сегодня просто не могут. Наш простой российский потребитель, дорогой наш человек, «во имя» и «на благо» которого у нас принято то и дело ставить на дыбы всю страну, давно уже заждался осязаемых результатов перемен. И, как заметил губернатор В.Чуб, наипервейшие претензии предъявляет именно к жилищно-коммунальной сфере:

    — Люди ожидали от нас роста качества услуг. И они не понимают, почему должны платить все больше и больше, за ухудшающееся качество… Вся система управления ЖКХ должна быть нацелена именно на обеспечение качественной услуги…

    И не где-то в поднебесье должны решаться эти задачи. Не на далекую столицу станешь кивать при отсутствии воды или тепла в доме. В данном случае образ государства предельно персонифицирован: вот он, родимый мэр или глава вкупе с остальными отцами города или района. К ним и будут обращены все неприятные вопросы. Будьте добры, отвечайте — только ссылки на тяжкое наследие социалистического прошлого приниматься не будут. Уж десять лет, как это прошлое стало прошлым… Чтобы донести эту мысль до представителей территорий, В.Чуб прибег к почти булгаковскому сопоставлению:

    — Корень бед в психологии руководителей, а не в том, что нам досталось плохое наследство…

    В самом деле, как ни тяжело пришлось в последние десятилетия нашему прочно посаженному на остаточный принцип жилкомхозу, а уберечь его от развала в пору экономического безвременья областной власти удалось. И даже некоторую положительную динамику развития обозначить. Есть вполне определенная надежда, что с выделением в будущем году 5 млрд. руб. бюджетных денег, сфера ЖКХ получит новое ускорение. Но хочется повторить: лишь в том случае, если руководителям на местах удастся уйти от застарелых психологических стереотипов и понимания реформы как удобного рычага для механического повышения тарифов.

    И это не благое пожелание: пока, как показывает тон выступлений на совещании в обладминистрации, ясным пониманием целей и задач реформы обладают далеко не все. Пожалуй, разве что только ростовчане: мэр города М.Чернышев, вице-директор городского департамента ЖКХ А.Ковальчук и гендиректор «Водоканала» Б.Персидский — оказались способны внятно обсуждать сложнейшие проблемы коммунальной сферы и говорить о реформе не в общем, а конкретно, выделяя ее основные направления. Большинству же других «товарищей с мест» никак не удавалось выйти за рамки банальных самоотчетов. Несмотря на настоятельные напоминания губернатора и просьбы говорить по делу. Как видите, опасения за судьбу «коммунальной революции» имеют под собой основание: тем более, что, как уже говорилось, судьба эта решается сегодня именно на местах.

    Надо полагать, руководителям территорий многое дало знакомство с так называемой зоной высокой энергоэффективности, находящейся в ростовском микрорайоне «Темерник». Сюда участники совещания в областной администрации отправились после обсуждения. В микрорайоне два жилых дома оборудованы всеми современными системами учета, здесь работают экономичные подкачивающие насосы, позволяющие в 7 раз сократить потребление электроэнергии, установлен диспетчерский пульт для точного учета потребления горячей и холодной воды. На все это великолепие пошли немалые деньги: 1,5 млн. руб. выделялось из бюджета. Но дело того стоит.

    Пока подобных домов всего два на миллионный город. Когда их станет две тысячи и зоны высокой энергоэффективности появятся в городах и районах области, тогда можно будет говорить о реформе, как о свершившемся факте. Потому что коренным образом изменятся взаимоотношения производителей и поставщиков услуг с их потребителями. Потому что тогда каждая сторона будет знать, кто, кому, что и сколько должен. То есть помимо введения в рынок наш жилкомхоз, наконец, окажется и в правовом поле.

    Кстати, вопросы обеспечения прав человека в ходе реформы ЖКХ также обсуждались на днях в обладминистрации. Насколько известно, таким образом эти две темы еще нигде не связывалиь. Что лишний раз доказывает солидность, серьезность и продуманность подходов областной власти к сложным проблемам реформирования отрасли.

    И, может, не стоит особо строго судить федеральный Центр: в конце концов суть проблем и пути их решения всегда лучше видятся на местах… Пусть пока донской ЖКХ остается проблемной сферой. Но вовсе не ради звонкой фразы провозгласили у нас 2003 год годом ЖКХ — причем сделали это до того, как с аналогичным лозунгом выступило федеральное правительство. Для Дона этот лозунг, как заметил заместитель главы администрации области, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ю.Андриади, связан с реальной попыткой коренным образом изменить ситуацию в отрасли.

    Владимир Кобякин

  • Ростовский «Водоканал» показывает пример эффективной модернизации ЖКХ

    Еще месяц — и наступит 2003 год, провозглашенный правительством России Годом жилищно-коммунального хозяйства. Еще раньше подобный лозунг выдвинули власти Ростовской области, отчетливо сознавая необходимость достижения в ходе реформы ЖКХ осязаемых практических результатов — в интересах населения и без осторожной оглядки на федеральный Центр.

    — Люди ожидали роста качества услуг, — заметил в этой связи на состоявшемся в минувшую пятницу расширенном совещании, посвященном реформированию ЖКХ, губернатор области В.Чуб, — и они не понимают, почему должны платить все больше и больше за ухудшающееся качество услуг. Вся система управления ЖКХ должна быть нацелена именно на обеспечение качественной услуги…

    Такова приоритетная задача, в решении которой наряду с областной властью должны активно участвовать и органы местного самоуправления. По убеждению В.Чуба, их сегодняшняя позиция решающим образом влияет на стратегию реформы областного жилкомхоза. Возможность же уже в 2004 году выйти в сфере ЖКХ на принципиально новые рубежи у области есть. Как ни ругают нашу коммунальную сферу, уберечь ее от развала в минувшие 10 лет все же удалось. «Приморский вариант» на Дону не прошел — несмотря на воз проблем, упорно не решавшихся еще со времен «развитого социализма». Впрочем, губернатор считает, что сегодня работать мешает не столько «тяжелое наследие прошлого», сколько сорфмировавшаяся еще в ту пору и окрепшая уже сегодня психология многих руководителей отрасли и муниципальных чиновников с их убогим пониманием целей жилищно-коммунальной реформы. В их сознании реформа — лишь средство для повышения тарифов, и ничего больше.

    Но коль скоро сегодня налицо положительная динамика финансирования донского ЖКХ, оправдывать рост тарифов тяжелым материальным положением коммунальных служб становится все труднее. Сама жизнь подталкивает думающих руководителей к отказу от примитивных схем. В этом смысле весьма показателен путь, пройденный за последние несколько лет ростовским «Водоканалом». Не случайно выступление на совещании генерального директора этого предприятия Б. Персидского было выслушано с таким вниманием.

    Несмотря на крайнюю изношенность основных сетей (средний износ достигает 75, а местами и всех 80 процентов), в «Водоканале» не зациклились на повышении тарифов. Цены на услуги водоснабжения и канализации, разумеется, росли, потому что экономически неграмотно было бы не реагировать на рост тарифов естественных монополий или держать на голодном зарплатном пайке собственных работников, и так не избалованных большими деньгами. Но параллельно в сотрудничестве с «Водоканалами» Петербурга, Хельсинки и ряда других подобных предприятий крупных европейских городов шла кропотливая работа по комплексной перестройке самой технологии выработки, предоставления и потребления услуг водоснабжения и канализации. По заявлению Б.Персидского, в последние три года сто процентов ремонтного фонда и заложенной в тариф амортизационной составляющей вкладываются в мероприятия по повышению надежности систем водоканализационного хозяйства. Производственные мощности предприятия выросли — и уже минувшим летом сезонный пик водопотребления ростовский «Водоканал» прошел без обычной одышки, обеспечив при расчетной мощности в 400 тыс. кубометров в сутки подачу 600 тыс. кубометров. В общем, как образно выразился гендиректор «Водоканла», хотя тоннель еще далеко не пройден, свет в конце его уже забрезжил…

    Но все же: почему 7-миллионный Лондон потребляет 200 тыс. кубометров в сутки, а миллионный Ростов — как минимум вдвое больше? Собственно, все направления сегодняшней работы ростовского «Водоканала» ведут к ликвидации такой диспропорции путем оптимизации водопотребления в донской столице. С первыми результатами, достигнутыми на этом пути ростовским «Водоканалом» и другими коммунальными службами города, участники совещания в обладминистрации смогли познакомиться, выехав в ростовский микрорайон «Темерник», где два дома сегодня составляют так называемую зону ресурсосбережения.

    В этих девятиэтажках установлены все современные приборы учета, работают экономичные подкачивающие насосы, позволяющие в семь раз сократить потребление электроэнергии, оборудован диспетчерский пульт, с чьей помощью учитывается потребление холодной и горячей воды. Кстати говоря, на установку в каждой квартире счетчиков горячей воды из областного бюджеты пошло 1,5 миллиона рублей.

    Да, донской ЖКХ по-прежнему остается проблемной отраслью. Но поезд тем не менее тронулся… И когда власть сегодня выдвигает лозунг «2003 год — год ЖКХ» — это, как заметил заместитель главы адимнистрации области, министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ю.Андриади, отнюдь не звонкая популистская фраза, а серьезная попытка коренным образом изменить ситуацию в отрасли. И права на неудачу в этой попытке не дано.

    В.Степанов